|
МИР МЕРТВЫХ ЭДВАРДА ГАЙНА
Альфред Хитчкок. “Психоз”. Тоуб Хупер. “Резня бензопилой в Техасе”. Джонатан Демми. “Молчание ягнят”. Три режиссера и три фильма, ставшие объектами культового поклонения киноманов. Что же связывает трех таких разных мастеров режиссуры и три таких разных киношедевра? Чего может быть общего между измученным тихоней Норманом Бейтсом, техасской семейкой людоедов, словно выпрыгнувшей со страниц дешевого комикса, гениальным маньяком Ганнибалом Лектером и, простите за каламбур, “шкурной” персоной Буффало Билла? Для серьезных любителей кино вопрос простой. Эдвард Гайн - странный, если не сказать крепче, маленький отшельник с отдаленной фермы в центре штата Висконсин. Для людей, интересующихся криминальной историей человеческого общества, вопрос тоже несложный. Эдвард Гайн - один из самых жутких убийц-людоедов в этой самой истории. Эд Гайн родился в 1906 году. Детство Эдварда и его брата Генри было стерто в порошок воспитательными жерновами их деспотичной и жестокой матери. Мать-фанатичка не жалела ни сил, ни времени, ни розог для того, чтобы братья как можно раньше уяснили, что именно женщины - хитрые и лживые существа - являются источником зла и разврата. Смерть матери - а умерла она от сердечного приступа - произвела на Эдварда огромное впечатление. Ферма, расположенная на ста тридцати акрах земли неподалеку от висконсинского городка Плейнфилд, перешла к братьям, но управлять ею вместе им пришлось не так-то долго. Генри Гайн погиб во время лесного пожара, и Эдвард остался один. Искаженная материнским “воспитанием” психика Эда Гайна начала давать сбой за сбоем. Он наглухо забил двери, ведущие в спальню матери и в столовую, в которой она любила сидеть. Он ограничил свои перемещения в доме только небольшой спальней и кухней, расположенными на первом этаже. На второй этаж, состоящий из пяти маленьких комнаток, он больше не поднимался никогда до самого конца жизни. Работы на ферме у Эдварда почти не было, так как благодаря Федеральной программе консервации земель он получал от правительства весьма значительные компенсации. Кроме того, он периодически подрабатывал, выполняя разнообразные мелкие работы по просьбе других фермеров и жителей крохотного Плейнфилда, население которого составляло всего семьсот человек. Безумие окончательно захлестнуло Эдварда Гайна. Он начал выписывать книги и журналы по анатомии и часами изучать их, запершись в своих комнатах. Вскоре Гайн перешел к “практическим занятиям”, то есть, при помощи слабоумного крестьянина по имени Гас, он начал выкапывать женские трупы на близлежащих кладбищах. Дебильный Гас получал за ночные походы за мертвецами небольшую “заработную плату” и объяснения, что трупы необходимы для “экспериментов”. Позже маньяк признался, что в это время его больше всего интересовали женские половые органы. Он только что прочитал известную в те времена историю Кристины Йоргенсен, сделавшей операцию по изменению пола и с необыкновенной ясностью понял, что всегда хотел быть женщиной. Выкопанные трупы они с Гасом перетаскивали на ферму Гайна и складировали в сарае, расположенном рядом с домом “экспериментатора”. По словам Гаса, он не знал, что происходило с телами после этого, хотя - скорее всего - ему просто даже и не приходило в голову спросить. А происходило следующее: время от времени маньяк забирал один из трупов домой, тщательно изучал его, потом производил так называемое “вскрытие” в результате которого от тела мало что оставалось. Эти грубые операции все глубже и глубже погружали маньяка в пучину безумия. Гайн сдирал с мертвых кожу, одевался в нее и часами бродил по комнатам, он изготавливал из кожи маски, шарфы и плащи. Вечера он проводил тиская и целуя вырубленные из трупов женские половые органы, получая - по его собственному признанию - от этого огромное наслаждение. Маленький - а он действительно выделялся очень малым ростом - безумец очень аккуратно разделывал возлюбленные трупы, оставляя себе головы, половые органы, печень, сердца и кишки жертв своих жутких “экспериментов”, и избавлялся от всего, что не пробуждало в нем интереса. Через какое-то время слабоумного Гаса отправили в дом призрения, и Гайн понял, что комплекция не позволит ему в одиночку справляться с тяжелейшим трудом по выкапыванию мертвецов и их доставке на “склад”. Будет гораздо проще, решает он, убивать женщин и забирать их свежие тела в домашнюю “лабораторию”. На роль первой жертвы он выбрал 51-летнюю Мэри Хоган, владелицу салуна в Пайн Гроув, Висконсин. Он нередко бывал в этом баре потому, что хозяйка была внешне немного похожа на покойную мать. Холодной снежной ночью 1954 года Гайн стоял напротив бара, ожидая пока последние посетители не разойдутся по домам. Мэри Хоган узнала его когда он вошел и сказала, что салун закрывается. Ответа не было. Эд Гайн молча обошел стойку бара, вынул из кармана пистолет двадцать второго калибра, приставил ствол к голове женщины и выстрелил. Вытащив свое первое “теплое” тело из помещения, он положил его на приготовленные заранее небольшие сани и потащил к своей ферме. Этой ночью в Висконсине разбушевался жуткий снежный шторм и никто не заметил крошечную фигурку Гайна на протяжении многих часов тянувшего к дому сани со своей добычей. Следующей известной жертвой Эда стала Бернис Уорден, хозяйка магазинчика в Плейнфилде. В ноябре 1957 года Гайн начал слишком часто захаживать в магазин и проводить там достаточно много времени, болтая с хозяйкой и ее сыном - заместителем местного шерифа Фрэнком Уорденом. Однажды Фрэнк упомянул в беседе, что в следующую субботу собирается на охоту и, таким образом, обрек мать на смерть. Субботним вечером Гайн пришел в магазин перед закрытием и застал, как и ожидалось, застал пожилую хозяйку в одиночестве. Он подошел к оружейной витрине, снял с нее винтовку калибра .22, зарядил ее принесенным из дома патроном, повернулся и выпустил его в голову изумленной женщины. Гайн запер магазин, вытащил труп через черный ход и, естественно, отправил его в “лабораторию”. В этот раз, однако, он забрал из магазина также кассовый аппарат, в котором было всего лишь около сорока долларов. Стоит ли упоминать, что Бернис Уорден также имела некоторое внешнее сходство с матерью маньяка Эда?.. Вернувшийся домой Фрэнк Уорден был вынужден взломать дверь магазина. Обнаружив исчезновение матери и кассового аппарата, он тщательно осмотрел магазин и нашел маленькую лужицу крови за стойкой. На прилавке лежал наполовину заполненный его матерью чек на продажу антифриза. Фрэнк помнил, что во время последнего разговора в магазине именно Эд Гайн говорил о том, что вскоре придет за антифризом. Уорден позвонил шерифу и, доложив о ситуации, высказал свои предположения о том, что, возможно, Эд Гайн причастен к совершенному преступлению. Шериф отправился на ферму Гайна, а Фрэнк, зная о планах Гайна навестить своих знакомых в Западном Плейнфилде, отправился к ним домой. Заместитель шерифа Уорден застал-таки тихоню-фермера в гостях; он, вместе с хозяевами, как раз заканчивал трапезу. Гайн был совершенно спокоен, он выслушал вопросы Фрэнка и заявил, что не имеет никакого отношения к исчезновению его матери. Однако, Фрэнк все-таки задержал Эда Гайна, как мы говорим, “до выяснения обстоятельств” и отвез в местную тюрьму. Шериф же, посетивший ферму маленького некрофила и убийцы, добрался до участка с большим трудом. Он был в шоке от увиденного и долго не мог говорить. Немного оправившись от ужаса и отвращения, шериф рассказал-таки об увиденном, чем привел в аналогичное состояние присутствовавших. На кухонном столе стояла чашка, содержавшая четыре человеческих носа, на стенах и спинках стульев висели браслеты и пояса сделанные из женских сосков и кусков кожи, с гвоздика, вбитого в оконную раму свисали нанизанные на нитку человеческие губы... Комнаты были обставлены мебелью сделанной из человеческих костей, черепов и кожи... В шкафу висели жилетка и грубые штаны, сшитые из кожи, содранной с женских тел... Из того же материала были изготовлены и рукоятки для корзин и сумок... Стены спальни были украшены девятью масками, которые представляли собою снятую с черепов кожу, рядом с которыми висели освежеванные женские черепа, украшения из половых губ и гипсовые слепки с голов трупов... Там и сям в комнате были разложены женские черепа (их было обнаружено более десяти) распиленные чуть выше бровных дуг... Один из них использовался малюткой Гайном в качестве супницы... Холодильник был забит замороженными человеческими органами... В сковороде, стоящей на печи, лежало жареное человеческое сердце... Подвал дома больше всего напоминал скотобойню. На многочисленных крюках висели разнообразные части человеческих тел, стены и пол были сплошь покрыты засохшей кровью... Несмотря на свое состояние, шериф все-таки смог по найденным останкам приблизительно определить количество жертв маньяка. И правда, впоследствии подтвердилось, что доме ужасов Эда Гайна в это время присутствовали останки более чем пятнадцати женских тел. Гайн ничего не отрицал. Он признался в чудовищной практике похищения тел, а также в убийствах Мэри Хоган и Бернис Уорден. Он также согласился с тем, что убийств могло быть гораздо больше, но больше ничего упомнить не мог. Он с готовностью рассказывал о том, что обычно поедал плоть убитых и добытых на кладбищах женских трупов, о том, что любил проводить вечера в одежде из человеческой кожи и о том, как, если было настроение, он раздевшись догола танцевал по ночам, гладя и целуя свои когда кровавые, а когда и гниющие “трофеи”. Эд Гайн рассказывал об этом совершенно спокойно. Он не видел в своих действиях никакой аномалии. Годы и годы некрофилии, каннибализма и, скорее всего, убийств стерли все грани... Эд Гайн уже не представлял себе, “что такое хорошо, и что такое плохо”... ...Однако, не во всем. “Я не вор. - возмущенно оправдывался маньяк по пути в камеру. - Я взял деньги и кассовый аппарат потому, что просто хотел разобраться как он работает.” Эд Гайн был приговорен к пожизненному заключению за одно доказанное убийство - убийство Бернис Уорден. Много раз на протяжении последующих лет он подавал прошения о помиловании, но раз за разом получал отказ. Он умер в психиатрическом отделении тюрьмы Мендота двадцать шестого июля 1984 года в результате остановки дыхания.
“Дом ужасов” Гайна погиб за много лет до этого. Ферма маньяка стала символом всего самого страшного и отвратительного. Местные жители боялись и ненавидели это место, сначала они выбили все стекла и разрушили все, что смогли найти в доме. Дети, оказывавшиеся рядом с ним, суеверно считали, что не бросившему в него камень или снежок может грозить несчастье. Одной темной ночью, устав от страха, группа местных фермеров сожгла здание. И все равно, даже долгие годы спустя его почерневшие руины по-прежнему считались проклятым местом... Эдвард Гайн потревожил вечный сон множества людей, но сам оказался застрахованным от такой напасти. Останки висконсинского монстра ушли под землю тихо и без лишней суеты. Его хоронили в обстановке полной секретности. На могиле его нет ни плиты, ни креста, ни холмика, ни таблички. Единственное, что известно о месте его захоронения, - это только то, что покоится он совсем рядом с женщиной, которую он любил и боялся больше всего на свете - своей матерью. Однако, нас, живых, Эд Гайн тревожит до сих пор. В 1960 он, оставаясь в камере, впервые вырывается из тюрьмы и начинает триумфальное путешествие по экранам мира в “Психозе” Хитчкока под именем Нормана Бейтса... В 1974 году он появляется в Хуперовской “Резне бензопилой в Техасе” , а также в менее известном широкой публике, но имеющим крепкий культовый успех фильме Джеффа Гиллена и Алана Ормсби “Безумный”... В 1991 году - через семь лет после смерти - он снова приходит в наш дом вместе с Ганнибалом Лектером и Буффало Биллом... Почему же Гайн не оставляет нас в покое? Почему в магазинах Америки “на ура” идут маленькие бюстики Эда и открытки с его фотографиями, за большие деньги продаются картинки, нарисованные серийным убийцей Джоном Уэйном Гейси?.. Почему книжные магазины полны криминальных романов, издаются комиксы, посвященные похождениям людоеда Джеффри Дамера, и коллекционные стикеры с изображениями всяческих злодеев?... Почему хитом сезона становится такое грандиозное безвкусное надувательство вечного скандалиста Оливера Стоуна, как “Прирожденные убийцы”?.. Почему я пишу про гайнов, денке и хаарманнов, а Вы читаете?... Просто все мы немножко Гайны... МЫ не отпускаем его, и он не может не возвращаться к нам снова и снова... (c) Дмитрий Куликов |